Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

Искусство

Развитие эстетического восприятия коллективной, познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках музыки

Гречанов В.А.
учитель музыки,
СОШ №4, с. Сотниковское

1.Тема опыта

«Развитие эстетического восприятия коллективной, познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках музыки».

2.Актуальность опыта

Школьная программа «Музыка» нацеливает учителя на воспитание у школьников музыкальной культуры как части их общей духовной культуры. При такой постановке цели музыкального воспитания особенно важно владеть искусством своей профессии. «Есть искусство, и есть творчество»,- говорил В.Немирович-Данченко. Это противопоставление не случайно. Оно закономерно возникает тогда, когда речь идет не о внешних, а о глубинных творческих процессах в искусстве. Так, творческий урок музыки становится антитезой другого урока, в котором царит ремесло, пусть даже самое умелое. В связи с этим и возникает проблема «внешнего» и «внутреннего» в искусстве ведения урока музыки. Одно дело, если урок - лишь привнесение неких новых слуховых добавлений к музыкальным впечатлениям школьников. Другое дело, если это - особенная, неповторимая встреча с искусством. Проблема «внешнего» и «внутреннего» на уроках музыки есть, по сути, реальное взаимоотношение Музыки как искусства и Искусства проведения урока музыки.

Современный опыт ведения урока в школе убедительно показывает, что учитель может быть истинным творцом только тогда, когда ежеминутно связывает неразрывной нитью сыгранное, пропетое или высказанное им со своим внутренним миром, со своим отношением к звучащему, со своим жизненным опытом.

Если учитель, продумывая урок, не берет в качестве «материала» самого себя, свои чувства, мысли, опыт, то как ему обрести грань между внешним - холодным, равнодушным, и внутренним - глубоко пережитым, прочувствованным?

Всякая художественно-педагогическая задача, идея урока должна быть органична для учителя, глубоко им пережита и, самое главное, отождествлена со своим «я». Этот процесс сложен, но лишь его наличие превращает урок в настоящую правду искусства. Недаром К.Станиславский, резко отделявший правду искусства от фальши, писал: «Нет ничего мучительнее обязанности, во что бы то ни стало воплощать чужое, смутное, вне тебя пребывающее». Естественно, в художественном творчестве ценно только то, что подсказано процессом подлинного переживания, и только тогда может возникнуть искусство. Это в полной мере следует отнести к педагогическому процессу на уроке. Истинное погружение в художественный образ, его постижение тесно связано с процессом переживания, с умением пропустить через себя, с ощущением интонаций музыкального произведения как своих собственных.

Я считаю, что для урока искусства психологическая, техническая, интеллектуальная, профессиональная подготовка недостаточны. Необходимо подготовиться к уроку еще и эмоционально.

Особенно важно в эмоциональной стороне профессионального мастерства учителя музыки умение найти верный тон урока. Термин «задать тон» беседе, исполнению издавна бытует в искусстве. Это понятие связывается с эмоциональным центром творческого процесса. Найти верный тон, который присутствовал бы и был бы своеобразным в каждом уроке,- одна из сложнейших задач подготовки учителя в настоящее время.

Соотношение внешнего и внутреннего в искусстве ведения урока может успешно решаться через формирование у учителя актерского мастерства.

Если идею музыкального произведения сформулировать в нескольких словах и в таком виде сообщить ее ребенку, то жизнь идеи на этом и закончится. В учениках важно возбудить ощущение идеи, но для этого необходимы средства, воздействующие не столько на разум, сколько на чувства. Актерское мастерство в этом отношении обладает богатейшими возможностями. Необходимо глубже осмыслить метод К.Станиславского и применять его в формировании педагогического мастерства учителя музыки. Полезным может быть один из известных в театральной педагогике приемов, получивший название «прием отождествления», то есть слияние своего «я» с образом, мыслью, которую необходимо раскрыть в исполняемом произведении. Этот прием предполагает не только большую предварительную работу над музыкальным произведением (знание эпохи, истории создания, художественного и мировоззренческого контекстов и т.д.), но и естественное органическое «проживание» педагогом художественного образа этого произведения. Только тогда возможно истинное общение между детьми и учителем. Творить, по определению К.Станиславского, означает «страстно, стремительно, интенсивно, продуктивно, целесообразно и оправданно идти к сверхзадаче»- постижению и раскрытию художественного образа произведения.

Иначе говоря, конкретный материал, применяемые мною методы и приемы работы могут быть бесконечно разнообразны, но все они должны вести к единой цели – воспитать музыкальную культуру учащихся.

При первом моём знакомстве с детьми бывает трудно заинтересовать, заразить их творчеством. До начала обучения в школе у детей, не посещавших дошкольные учреждения, практически, отсутствуют необходимые для уроков музыки навыки. Поэтому, увидев в школе результаты более подготовленных детей и сравнив их со своими результатами, ребенок понимает, что он теряется среди других, более сильных ребят. Он начинает стесняться своего творчества, придумывает, что он не хочет или не любит « петь», начинает замыкаться в себе наедине со своими мыслями. Я постоянно задаю один и тот же себе вопрос: «Как научить, дать необходимые знания, но не погасить той искорки непосредственности, индивидуальности внутреннего мира ребёнка». Всё это возможно, применяя на уроках метод коллективного творчества. В работе с младшими школьниками, я столкнулся с определёнными проблемами и противоречиями – как помочь ребенку раскрыть свои творческие возможности, не забывая при этом о том, что любая деятельность ребенка нуждается в оценке, награде и поощрении?

Создавая этот опыт, я пришёл к такому выводу, что одна из актуальных задач художественного воспитания – это развитие у детей способности к восприятию прекрасного в самом себе, в другом человеке и в окружающем мире.

Герой Конана Дойла, знаменитый Шерлок Холмс, сравнивал человеческий мозг с пустым чердаком, куда можно положить все нужное и ненужное. «Дурак так и делает, – говорил он, – тащит туда все подряд. В конце концов, наступает момент, когда туда уже нельзя запихнуть самую необходимую вещь, или она запрятана так далеко, что до нее просто не добраться». Не правда ли, верно подмечено? На своем опыте я за многие годы убедился, что нет необходимости учить детей музыкальной грамоте: во-первых, этому прекрасно учат в музыкальных школах, а во-вторых, за 40 минут в неделю это просто невозможно сделать качественно. А вот воспитывать их музыкально грамотными людьми, есть моя первоначальная задача. И при составлении своей рабочей программы я руководствуюсь именно этим принципом.

В своей работе я использую новые музыкальные технологии:

-преподавание музыки на принципах развивающего обучения (моделирование по трём ступеням):

  • -1-я четко сформулированная учителем задача;
  • -2-я постепенное совместно с учащимися решение этой задачи;
  • -3-я окончательный вывод, сделать который и произнести должны сами учащиеся.

-творческий эксперимент на уроке;

- проектная деятельность;

-интеграция образовательного процесса ( Интеграция с другими предметами рождает новые нестандартные формы уроков):

•  Урок путешествие в мир музыки.

•  Музыкальная гостиная – посвященная творчеству Бориса Мокроусова ( журнал «Музыка в школе» № 5, 2008 г ).

•  Природа глазами поэтов, художников, композиторов.

  • «Руслан и Людмила» поэма А.С.Пушкина и опера М.И.Глинки (5 класс).

  • Музыка в баснях и сказках – главное действующее лицо (6 класс).

Использование примеров интеграции дает положительные результаты: дети делают иллюстрации к музыкальным произведениям, создают художественные образы, пишут рассказы, стихи, посвященные музыке, сказки.

-информационно-коммуникативные технологии;

- здоровьесберегающие технологии.  

Для меня чрезвычайно важно   уметь быть выразительным   во всех своих проявлениях, уметь   находить адекватную внешнюю форму выражения переживаемых чувств, эмоций .   Я не боюсь определять словами, выразительными движениями, мимикой то, что трудноуловимо в произведении искусства - его красоту, тончайшее кружево его образов. При этом надо постоянно помнить о том, что обойтись одним чувством нельзя, необходимо интеллектуально, технически изучить художественный материал. «Если нет материала, чувству не во что излиться». (С.Волконский) Эмоциональное начало должно органично соединиться в мастерстве учителя музыки с аналитическими способностями. Ибо «в основе всякого творческого процесса заложено увлечение, что, конечно, не исключает огромной работы разума. Но разве нельзя мыслить не холодно, а горячо?» (К.Станиславский)

3. Технология опыта

Работая вот уже несколько лет по программе Д.Кабалевского со школьниками разных возрастов, я стремлюсь вызвать в детях и подростках ясное понимание и ощущение того, что музыка, как все искусства, не просто развлечение, не добавление, не “гарнир” к жизни, которым можно пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека, в том числе каждого школьника. Прививая нравственные и эстетические нормы поведения, опираясь на творческий потенциал ребенка, развивая его воображение, я добиваюсь больших успехов в воспитательной и образовательной деятельности. Очень важно, пробудить у детей желание « Я хочу » , «Я могу», «Я сделал». Очень важно, когда ребёнок видит то, что усилия, затраченные при работе в коллективе, приводят всегда к успеху. Это даёт ему уверенность в себе при выполнении коллективной работы. И поэтому, когда он будет работать индивидуально, он также будет работать более уверенно, и то чего он не мог достигнуть раньше, теперь у него обязательно получится, так как он смог увидеть и научиться этому не только у учителя, но и у своих друзей, таких же детей, как и он. Это поможет ему поверить в свои силы и в дальнейшем. Любой учитель знает, что заинтересованный школьник учится лучше.

Музыка и жизнь - это генеральная тема, своего рода,   «сверхзадача»   в школьных занятиях музыкой. Она должна пронизывать все занятия во всех звеньях от первого до последнего класса.   Музыкальный материал, звучащий на занятиях, комментарии учителя, наблюдения и размышления самих учащихся, направляемые учителем,- все должно помогать постепенному решению этой «сверхзадачи».

Важнейшей особенностью программы является ее   тематическое построение .

Творчески подходя к программе, я ни в коем случае не разрушаю ее тематическое построение, потому что последовательное развитие определенных тем - основа основ данной программы. При этом из различных видов учебной деятельности в каждом случае я избираю наиболее необходимые, и все они связываются в единый тематический узел. Отдельные произведения, мои комментарии и вопросы, ответы учащихся - словом все, что звучит, все, что происходит на уроке, подчиняется основной теме как общей закономерности, объединяющей все частные случаи. Таким образом, урок перестает распадаться на мало, а то и вовсе не связанные друг с другом составные части. Какие-либо членения урока, связанные с рабочим планом его проведения, могут существовать лишь в сознании учителя, но ни в коем случае не в   сознании учащихся . Для них   урок музыки всегда должен быть целостным, объединяющим все входящие в него элементы в единое понятие: музыка, музыкальное искусство.

Свободное от схемы, творческое комбинирование составных частей урока в единое музыкальное занятие дает мне возможность вносить в урок любые контрасты, необходимые для поддержания внимания учащихся, атмосферы творческой заинтересованности.   Передо мною стоит непростая задача: объединить все элементы, из которых складывается урок, подчинить их основной теме урока, четверти, года, всего школьного курса, не утеряв при этом специфическую логику развития, присущую каждому из этих элементов в отдельности.

Тематическое построение программы дает мне в руки два существенных преимущества. Во-первых, я получаю возможность  свободно маневрировать  в рамках четвертной программы и программы всего года, не выходя за пределы основных тем. Во-вторых, я вооружаюсь « тематическим компасом» , который помогает мне ясно видеть направление занятий на протяжении всего года и облегчает решение весьма трудной задачи в области эстетического образования - установление  критерия требований  к учащимся. Возможность «свободного маневрирования» при ориентации на «тематический компас» дается учителю не только для улучшения учебно-воспитательного процесса в целом, но, прежде всего, чтобы помочь ему в решении одной из важнейших задач музыкального образования в школе - творческого развития учащихся .

Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель. Гораздо важнее - пробудить интерес к познанию.  Воспитание творческой личности  - одна из важнейших задач, стоящих передо мной. Только  самостоятельное творчество детей  на уроке разбудит их дремлющие способности. Много внимания я уделяю видам деятельности, развивающим именно творческую жилку в ребенке. На своих уроках я стремлюсь наряду со слушанием музыки и вокально-хоровым исполнением уделять значительное место пластическому интонированию, импровизации, инструментальному музицированию, драматизации.

Во вступительной статье к программе по музыке Д.Кабалевский писал: «Всемирно развивая различные формы приобщения школьников к музыке, всегда надо иметь в виду, что в основе любой из этих форм лежит эмоциональное , активное восприятие музыки . Восприятие музыки нельзя сводить к одному из «видов деятельности» учащихся, … активное восприятие музыки - основа музыкального воспитания в целом, всех его звеньев». Таким образом, возникает двойная связь: восприятие музыки - все виды музыкальной деятельности; связь, которая и обусловливает неразрывность и единство всей музыкальной деятельности учащихся. Я думаю, что настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки - одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их чувства и мысли. Вне восприятия музыка как искусство вообще не существует.  Бессмысленно говорить о каком либо воздействии музыки на духовный мир детей и подростков, если они не научились слышать музыку как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли человека, жизненные идеи и образы.

«Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее они начнут испытывать его на себе, тем лучше для них».

В.Г.Белинский

  Умение слышать музыку и размышлять о ней я воспитываю в ребятах с самого начала школьных занятий музыкой. Уже на первом уроке первого года обучения в классе должен быть установлен непреложный закон: когда в классе звучит музыка, ни один из ребят не должен поднимать руки. При этом необходимо, чтобы ребята сразу же поняли, что они должны выполнять этот закон не потому, что того требует дисциплина, а потому, что когда звучит музыка, только внимательно следя за ее звучанием, можно глубоко воспринять ее и по-настоящему понять. Учиться слышать музыку учащиеся должны непрерывно на протяжении всего урока: и во время пения, и во время игры на инструментах, и в моменты, требующие наибольшего внимания, сосредоточенности и напряжения душевных сил, когда они выступают в роли собственно слушателя. Понимая проблему развития музыкального восприятия, я на протяжении всего урока побуждаю детей прислушиваться к звучащей музыке. Только тогда, когда дети будут чувствовать и осознавать характер музыки, выражать его в своей творческой деятельности, приобретенные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию.

Творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Слушая музыку, ребенок всегда слышит не только то, что в ней самой содержится, что заложено в ней композитором и, конечно, исполнителем, но и то, что под ее влиянием рождается в его душе, в его сознании, то есть то, что создает уже его собственное творческое воображение. Так, прослушанное произведение рождает в нем сложный сплав объективного содержания музыки и субъективного ее восприятия. К творчеству композитора и к творчеству исполнителя присоединяется творчество слушателя! (пример урока в 1 классе «Три кита в музыке: песня, танец, марш»).

Вот ещё пример разбуженного музыкой творческого воображения. Когда, в связи с темой урока в первом классе «Марш», мне пришлось сыграть первые такты траурного марша Шопена, почти все ребята сразу же сказали, что это «похоронный марш» и что музыку эту они раньше уже слышали. Потом один мальчик стал рассказывать, как под эту музыку хоронили его дедушку. Для этого мальчишки шопеновская музыка была содержательнее, богаче, чем для тех, для кого она была просто «похоронным маршем». Для него это была не только музыка, но и частица его собственной жизни, поэтому волновала больше и в сознание входила глубже.

Воображение у ребят, особенно младшего школьного возраста, как правило, яркое, живое, и «музыкальные картинки» они слушают с удовольствием, причем чаще всего я прошу их слушать с закрытыми глазами, чтобы не отвлекаться, а увидеть музыку в своем воображении. Мои наблюдения над ребятами заставляют меня сильно усомниться в правильности широко распространенного в музыкальной педагогике мнения, будто дети легче усваивают программную музыку, нежели музыку, не имеющую программных названий. Я думаю, что они легко усваивают не программную музыку, а программные заглавия. В этих случаях программа не только не активизирует музыкальное восприятие детей, но зачастую парализует его. Вот почему для творческого развития детей, играя им программную музыку (это, конечно, должна быть очень хорошая, ярко образная музыка, с очень точным авторским названием), я не сообщаю предварительно ее названия, с тем, чтобы они сперва определили характер самой музыки, а уж потом попытались дать ей свое название, исходя из того, что ими было услышано, почувствовано и осмыслено. Ответы ребят дают представление о степени развития их музыкального восприятия. Так, например, произошло с фрагментом из «Утра» Грига. Ребята по-разному называли его: «Весна», «Восход солнца», «Цветы распускаются», «Утро в лесу». Я постепенно подвожу их к правильному названию. Нужно осторожно и ненавязчиво приблизить слушателей к музыке, а не увести их в мир далеких от музыки наивных фантазий. Я прибегаю к «подсказкам», полагая, что они помогают восприятию музыки. Нельзя навязывать слушателям в качестве «программы» сочинения свои собственные толкования, основанные на субъективных ассоциациях. А чуткая «подсказка» может оживить творческое воображение, интеллект и память ребенка и тем самым принести добрые плоды.

Я часто практикую письменные работы, своего рода мини-сочинения на музыкальные темы (особенно в старших классах). Самостоятельные размышления учащихся должны быть тщательно подготовлены их мыслями, творческому восприятию должно быть задано определенное направление, чтобы не стеснять воображение детей, не ограничивать их ассоциативное мышление.

Приведу несколько интересных, глубоких рассуждений ребят о «Лунной сонате» Л.Бетховена (1 ч.):


Я думаю, что эта музыка обладает глубокими чувствами. Она проникает в меня, задевая каждую струну моей души.( Коваленко Таня)

 По-моему, эта соната рассказывает о том моменте в жизни композитора, когда любовь поступила сурово с ним. Он огорчен. Но надеется, что все пройдет, и он встретит еще человека, с которым будет счастлив.( Божко Диана)

 Музыка переполнена грустью, печалью, несбыточными мечтами. Может быть в сонате рассказывается о безответной любви композитора? В начале он еще питает какие-то надежды, но ближе к концу они постепенно угасают. И заканчивается 1 часть безысходностью.( Рымарь Никита)

  Разные ребята, разные высказывания. Сразу чувствуется индивидуальность автора каждой работы. Это только некоторые формы общения детей с музыкой, которые направлены на развитие творческого воображения, на развитие восприятия музыкального образа, а через него - на восприятие разных сторон жизни.

4.Результативность опыта


Желание высказать свои мысли и чувства не может появиться у ребят, если нет интереса к уроку и к музыке вообще. Я должен создать на уроке атмосферу доверия, доброжелательности - беседы и дискуссии по инициативе самих ребят возникают на уроках тогда, когда у них пробуждается желание высказаться, когда они чувствуют необходимость общения с учителем.

Как лишить скуки на уроке себя и своих учеников? Как заразить их собственным творчеством? Все дело в атмосфере урока. Не в моих навыках - в вокальных, пианистических, дирижерских, а в умении ладить с ребятами, уважать в них творческую личность, помочь раскрыть себя, даже в умении слушать их, улыбаться им и прощаться с ними в конце урока или учебного года.

Хочу подчеркнуть мысль об атмосфере урока и тех методах, которые помогают «планомерно и постепенно ввести ребенка в музыку, приобщить к ней» (Н.Л.Гродзенская). Методы активизации, назову их так, могут быть самыми различными - главное - будить детское внимание и воображение, способствовать зарождению любви к музыке и ее пониманию. Вызываемая мною активность класса может служить одним из важнейших критериев моего педагогического мастерства. Активность эта, конечно, не исчерпывается количеством, быстротой и даже содержательностью ответов на поставленный вопрос. Все формы музыкальных занятий в школе должны способствовать творческому развитию учащихся, т.е. вырабатывать в них стремление к самостоятельному мышлению, к проявлению собственной инициативы, стремление сделать что-то свое, новое, лучшее.

“Полнота общения - высшая радость жизни.”

А.Швейцер

Для предмета «Музыка» общение - одно из центральных понятий. Это, прежде всего взаимодействие учителя и учеников, имеющее особую эмоционально-содержательную окраску. Общение на уроке музыки можно определить и как совместную творческую деятельность учащихся и учителя, направленную на раскрытие жизненного содержания музыки, опыта нравственных отношений, заложенного в ней. Многообразная палитра взаимоотношений предстает на уроке: между музыкой, учителем и учениками; между учителем и учениками; между детьми в коллективных формах деятельности. Но все это многообразие емко и образно выражено в словах Асафьева о том, что музыка «заключается и существует в единстве и соотношении творчества, исполнительства и слушательства через восприятие».

Большое внимание я уделяю слову о музыке, т.к. значение словесного метода в музыкальном воспитании очень велико. Слово о музыке должно быть ярким, образным, но предельно точным, направленным на творческую фантазию ребенка. Прослушана музыка, задан вопрос - и нет ответа. Я не тороплюсь с подсказкой. Опираясь на музыкальный и жизненный опыт детей, я вместе с ними ищу художественно-образные связи содержания данного произведения с живописью, литературой, природой, жизнью. Дети прочувствуют, осознают и ответят. Более того, учитывая специфику урока музыки, я использую не только вопрос как традиционную форму общения, а высказывание-раздумье, высказывание-проблему, высказывание-отношение. Некоторых учеников трудно привлечь к общему разговору на уроке. Самолюбие, порой болезненно проявляющееся в подростковом возрасте, сковывает таких ребят, они стесняются выражать свои мысли, боясь выглядеть неловкими и смешными. Я отношусь к ним с особым вниманием, терпением, поощряя их попытки высказаться о музыке. Важно понимать природу коллективного размышления детей о прослушанной музыке, учитывать закономерности общения в создании коллективного отношения к музыке. Размышления детей на уроке музыки - это деятельность, вытекающая из художественного общения с музыкой и продлевающая его.

Художественная и педагогическая ценность вопроса заключается в возможности дать на него разные правильные ответы, в его многоплановости и творческой основе. И тогда творчество проявляется в ребятах уже с первого класса в своеобразии ответов. Размышляя о характере песни «Сурок» Л.Бетховена, дети отвечают: «Грустная, нежная, спокойная, тихая, медленная, ласковая, красивая», «Это очень печальная песня», «Мне жаль бедного одинокого шарманщика». Все дети находятся под воздействием звучащей музыки: они вместе творят, воссоздают ее образ, раскрывая свое отношение. При этом замечательно, если коллективное размышление будут «собирать» сами дети. Т.е. не я должен объединить то, что они сказали, а кто-то из учеников. Преобладание коллективных форм работы на моём уроке музыки создает объективные предпосылки для глубокого всестороннего личностного общения детей, взаимовлияния их друг на друга. И я думаю, вот почему необходимо чувствовать, понимать и сохранять индивидуальность, неповторимость каждого ребенка.

Для меня важно не только содержание, но и интонации речи ученика. Речевая интонация, тесно связанная с проявлениями психической жизни ребенка, дает возможность услышать много интересного. Уже в самой эмоциональной окрашенности речи - восхищении, радости, равнодушии, раздраженности выражается отношение ребенка к музыке, к нравственной проблеме. Очень важно наблюдать за развитием образности и интонационной выразительности речи ученика на уроке. Это один из обширнейших источников познания творческой деятельности детей.

Еще одна форма свободного творческого проявления личности ребенка, его интересов и склонностей присутствует на моих уроках. Это ведение «Дневника музыкальных впечатлений» (но есть одна проблема: не все ребята ведут такие дневники), где дети отражают свои размышления. Вначале чувствуется скованность и ограниченность мыслей, но, чтобы помочь ребятам, я даю им план, в котором есть вопросы об авторе произведения, о содержании музыки и об исполнении. Также я даю возможность проявить себя в творческой работе не только на уроке, но и дома. Домашние задания способствуют появлению интереса к урокам музыки. Дети очень любят выразить свои впечатления от музыки в рисунках, стихах, рассказах. Также, дети вместе с родителями отвечают на вопросы анкеты «Музыка в нашей семье»

Именно так происходит процесс творчества.

Невозможно исчерпывающе осветить все грани проблемы общения на уроках музыки. Главное задуматься над проблемами художественного процесса общения совместной музыкально-творческой деятельности учителя и учеников. Совместная музыкально-творческая деятельность учителя и ученика - вот стержень, определяющий содержание общения на уроке. Обучающие, развивающие и воспитательные задачи урока должны быть неразрывно связаны в едином процессе музыкально-творческого общения. Как удивительно прекрасен класс, когда я играю «Скворушка прощается» Т.Попатенко, а дети начинают потихонечку подпевать. Кто-то начинает плавно двигаться, раскачиваться, кто-то задумчиво смотрит вдаль… Или, когда слушая тему Кошки из сказки С.Прокофьева «Петя и Волк», весь класс «живет» в музыке и каждый ребенок сопереживает по-своему: кто-то отстукивает пальцами ритмический рисунок мелодии, кто-то движением выразительно передает упругую гибкую мелодию. И начинается творчество детей в определении характера-образа прозвучавшей музыки: «Хищный хитрый зверек»; «Осторожный - это кот»; «У кошечки мягкие лапки, она осторожно крадется». Дети, не стесняясь, высказывают свои мысли, некоторые учащиеся даже показывают действия Кошки.

Среди разнообразных творческих заданий в вокально-хоровом музицировании я назову следующие: выразительное произнесение текста разучиваемой песни, приближающееся к музыкальному интонированию; поиски литературных произведений, родственных по образному строю разучиваемому сочинению и сравнение поэтической интонации с мелодическим строем, как перенос интонационно-речевого опыта детей на различные формы музицирования; активное включение в игровые ситуации, в диалоги - музыкальный «разговор»; сопоставление мелодий, отдельных музыкальных фраз на основе интонационного постижения. Наилучший прием, когда дети, «проживая» текст песен рождают, созидают, творят свои варианты мелодий, часто приближающихся к авторскому замыслу (как правило, это дети из музыкальной школы). Порой у детей возникают достаточно оригинальные художественные решения.

Как приятно, когда дети хотят поделиться со мной своим творением - песней. Или даже желая спеть ее перед классом. Не стесняются просолировать сочиненные на школьные темы частушки.

Большую творческую радость доставляют мне подготовки и проведения уроков-концертов (особенно практикую это в 4-5-6 классах). Детям нравится такая форма. Репертуар, используемый для пения, включает три раздела: народные песни, темы из классических произведений, песни отечественных и зарубежных композиторов. Такая работа проводится заранее, за 2-3 урока до урока-концерта. Дома с родителями дети подбирают разные песни, а затем на уроке стараются их исполнить. А я подбираю песни, в которых перед ребятами раскрываются современные проблемы, общечеловеческие темы. Надо учить детей, подростков думать, размышлять. Стараюсь давать ребятам музыку, как саму жизнь, бесконечно меняющуюся, способную к превращению, к тайне. Если это настоящее произведение искусства, его невозможно познать до конца. Таковы для меня многие песни Б.Окуджавы. Старшеклассники с удовольствием поют: «Пожелание друзьям», «До свидания, мальчики». В этом направлении есть уроки Бардовской авторской песни (8 класс). С одарёнными учащимися была проведена исследовательская работа по этой теме.

Вообще мои ученики много поют и любят петь. Бывает, что после одного урока, где почти не было пения, следует подряд несколько, в которых тема четверти решается исключительно на песенном материале. Программа предусматривает возможность подобного планирования, когда это оправдано.

«Песня, песня, что ты можешь сделать с сердцем человека!» - эти слова Д.Фурманова становятся эпиграфом к урокам в шестом классе (тема: «Преобразующая сила музыки»). Невозможно не затронуть репертуар наших отечественных рок-групп, когда речь идет о легкой и серьезной музыке в восьмом классе. И тогда мы обращаемся к песням «Машины времени», «Секрета», «ДДТ», «Алисы». Некоторые из них разучиваем и исполняем. Есть в нашем репертуаре творчество Ю.Антонова, Ю.Визбора, А.Эшпая.

«Народная песня в педагогике есть носительница живых индивидуальных основ национального воспитания» (С.Миропольский).

Наиболее интересным, простым и доступным фольклорным материалом для учащихся начальных классов служат считалки, загадки, игры, заклички, прибаутки, дразнилки, а также обрядовые песни. Стараясь раскрыть творческую индивидуальность каждого ребенка, я увеличиваю число народных песен, предложенных программой. В первом классе дети любят петь «Ворона». Эта песня дает возможность проявить себя творчески в выразительности музыкально-игрового образа. Дети сами ищут движения, характеризующие персонаж: «ворон в красных сапогах, позолоченных серьгах».

В четвертом классе мы поем колядки, заклички, в которых ребята стараются искать свою индивидуальную манеру исполнения. Постепенно народно-игровые формы занятий могут стать потребностью для учителя и учеников, потому что процесс совместного творчества будет приносить радость всем.

Готовясь к занятиям, я продумываю логику освоения того или иного музыкального произведения. Но когда прихожу к детям, все мои действия должны выглядеть непосредственными, естественными, рождаясь и развиваясь на глазах у ребят.

Импровизация - это один из путей развития творческих способностей моих учеников. Она пронизывает весь урок, всю музыкальную деятельность школьников: в ответе на поставленный вопрос, в пластическом интонировании, в инструментальном музицировании, в драматизации. Высшим проявлением моего педагогического мастерства является импровизационный способ ведения урока - урока, свободного от штампа.

Мои второклассники очень любят придумывать, комбинировать, что-то создавать. Многие музыкальные произведения дают возможность проявить себя творчески в движениях, инсценировках песен. Примером является «Кузнец» И.Арсеева. Дети делятся на две группы - кузнецы и всадники, исполняя, каждая поочередно импровизирует образные движения, подчеркивая характерные особенности своего персонажа. Такое же творческое задание они получают при исполнении скороговорки Д.Кабалевского «Барабан».

Активизация творческой фантазии и творческой деятельности учащихся зависит, конечно, в первую очередь от подготовленности к этой работе самого учителя, от уровня его собственного творческого развития, музыкального вкуса, теоретической подготовки. Поэтому  импровизацию нельзя рассматривать как обязательную часть программы школьных занятий музыкой, и отсутствие ее не может рассматриваться как недостаток в проведении уроков музыки.   Развитию познавательного интереса на моих уроках способствует такая организация обучения, при которой ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает вопросы проблемного, творческого характера. Только при активном отношении учащихся к делу, их непосредственном участии в «создании» музыки пробуждается интерес к искусству. Огромную роль в реализации этих задач играет наличие в кабинете музыки различных музыкальных инструментов (бубен, трещётки, дудочки и т.д.) и их использование в процессе работы с учетом возможностей учеников и их возраста. Как правило, такие инструменты я использую в 2-5 классах.

Инструментальное музицирование - это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах. Приобщая детей к музыке через инструментальное музицирование, содействовать их творчеству, необходимо помнить следующее:

  • - ученик действует так, как ему подсказывает его музыкальная интуиция;
  • - учитель помогает выбрать музыкальный инструмент, соответствующий стилю и музыкальному образу произведения;
  • - учитель помогает ученику найти прием исполнения.

Известный и благодатный пример музицирования на детских инструментах песня «Веселый музыкант» А.Филиппенко, р.н.п. «Дон-дон», «Камаринская», б.н.п. «Перепелочка», «Арагонская хота» М.Глинки, «Кузнец» И.Арсеева, «Скворушка прощается» Т.Попатенко. В третьем классе знакомимся и музицируем на инструментах русского народного оркестра (в основном с ударными) в произведениях: р.н.п. «Светит месяц», «Озорные частушки» Р.Щедрина.

Все чаще и чаще на уроках звучит музыка великих классиков в исполнении детей, учащихся в музыкальной школе. Они проявляют желание выступить перед ребятами своего класса прямо на уроке, заинтересовать одноклассников, подарить им частичку своей души. В классе тихо-тихо. Словно завороженные дети слушают маленьких музыкантов.

В 7-8 классах учащиеся берут в руки гитару. И звучат песни бардов, свои песни, пробуждая в ребятах интерес, активность, а главное желание творить. В 8 классе есть ученик Лысенко Саша. Он играет на гитаре, а занимаюсь я с ним. Очень приятно слышать и видеть свои «труды», видеть отдачу и радоваться. Я думаю, что игра на инструментах - интересная  полезная музыкальная деятельность детей. Это позволяет украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству. В процессе обучения игре на инструментах хорошо формируются слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. Развивается самостоятельность в действиях ребенка, его внимание и организованность. Наблюдая, что инструментальное музицирование вызывает восторг, радость у моих учеников, желание каждого попробовать свои силы, я часто использую эту деятельность для общего музыкального и творческого развития.

Урок музыки бывает раз в неделю. Но чтобы знания и впечатления, полученные детьми на уроке, дали ростки, каждый учитель должен подумать о внеклассной работе. На уроках я стараюсь вводить в сознание детей музыку как необходимую часть жизни. Серьезная внеклассная работа ведется в области развития музыкальных способностей, в области освоения вокала, расширения навыков пения, совершенствования исполнительской культуры. Я провожу индивидуальную работу с учащейся 7 «а» Коваленко Татьяной по вокалу. План работы прилагается.

№ № Разделы (блоки) Кол-во часов
•  Вокальная работа
1.1. Введение. Владение голосовым аппаратом. Звуковедение. Использование певческих навыков. 2
22 Певческая установка и певческая позиция. Дыхание. Отработка полученных вокальных навыков. 4
3. Распевание. Разучивание песен. 4
44. Вокальные произведения разных жанров. Манера исполнения. Знаменитые хоры прошлого и настоящего. 2
5 Дикция. Артикуляция. Каждое занятие
6. Гигиена певческого голоса. 6
7. Сценическая культура и сценический образ. 3
8. Основы нотной грамоты. Каждое занятие
9. Движения вокалистов под музыку. 4
10. Вокально-хоровая работа. 5
11. Импровизация. Разучивание песен. 4
12. Хоровая манера исполнения. 4
•  Концертно-исполнительская деятельность Выступления на мероприятиях

 

Результатом творческой работы служат участия в концертах, фестивалях не только школьных, но и городских. Мои учащиеся выступали в районном конкурсе «Солдатский конверт», фестивале патриотической песни «Нам этот мир завещано беречь» и занимали призовые места.

Отдельные моменты уроков я продумываю очень глубоко для дальнейшего изучения во внеклассной работе. Примером может быть «Новогодняя сказка», включающая в себя фрагменты из цикла «Времена года» П.Чайковского. Это дает детям еще глубже познакомиться с жизнью и творчеством композитора.

Мероприятие, проведённое в 6 классе в 2010-2011 учебном году посвящённое Героям Отечества, расширило представления ребят о музыке композиторов-песенников. В составлении сценария этой музыкально-литературной композиции дети участвовали сами.

Включение фольклора в традиционный урок дает мне возможность готовить различные фольклорные праздники. Ярким, образным, поэтичным получился праздник « Масленица», который проводили в содружестве с педагогом-организатором Вязник А.Н.

Музыка пронизывает всю жизнь нашей школы: концерты, фестивали, утренники, конкурсы, КВНы и т.д. Традиционными стали праздники: «Новый год», «Последний звонок», «Встреча школьных друзей», «Выпускной вечер».

Даже летом я стараюсь увлечь своим творчеством ребят и сотрудников, когда работаю в пришкольном лагере «Улыбка» музыкальным руководителем. Провожу конкуры «День индейцев», «Рыцарские турниры», на которых в ход идёт всё моё мастерство. Совместно с детьми мастерим костюмы для конкурсов.

В течение нескольких лет, работая по теме « «Развитие эстетического восприятия коллективной, познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках музыки» добился стабильного высокого качества знаний и среднего балла.

2008-2009 год – качество 99%, обученность - 100%, средний балл -4,7.

2009-2010 год – качество 98%, обученность – 100%, средний балл – 4,6. 2010-2011 год –качество 99%, обученность -100%, средний балл – 4,7.

Этому способствовали: активные формы и методы обучения, применяемые на уроках; приемы, направленные на развитие творческих способностей, авторский дидактический материал; совместная работа с учащимися в зоне актуального развития. С целью дальнейшего развития детского музыкального творчества проводилась диагностика для учащихся 2-5 классов «Уровни развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности». Из результатов диагностики следует вывод о том, что большинство детей находится на среднем и ближе к среднему уровнях развития творческих способностей в музыкальной деятельности. Это говорит о целенаправленной работе с каждым ребёнком.

Ведь задача не только урока музыки, но и школы - средствами музыкального искусства воспитывать и развивать у ребят эстетические чувства, правильное представление о прекрасном, расширять их знания, воспитывать высокий художественный вкус. Урок музыки - импульс для достижения этих целей. Но творческим лидером должен стать учитель музыки. Он должен стремиться к творчеству, стремиться к движению вперед. И если он испытывает восхищение перед миром, работает над собой, то это движение будет!

5. Уровень профессиональной подготовки Гречанова В.А.

Разработка учителем программно-методического обеспечения внеурочной деятельности

Методические разработки внеклассных мероприятий по предмету, презентации к урокам размещены на сайтах (имею сертификаты) и в школьном методическом кабинете. Материалы аучно-практической конференции помещены в издании «Шаг в науку» выпуск 1.

Имею свой мини сайт на http://nsportal.ru/grechanov-vladimir-aleksandrovich .

Выступления на научно-практических и научно-теоретических семинарах.

Муниципальный уровень

1.Выступление с докладом на семинаре предметной области «Искусство» «Творческая работа на уроках музыки как одна из форм развития творческой активности учащихся»;

2.Выступление на секции учителей музыки по теме «Проектная деятельность учащихся».

3.Методический совет «Формирование социально-значимой личности в условиях современной школы».

4.Методический совет «Интеграция дополнительного и общего образования».

5.Участие в IV научно-практической конференции «Шаг в науку»

6.На школьном уровне участвовал в конкурсе «Учитель года России 2007» -победитель школьного этапа.

Мероприятия

Дата

Результат

1

Конкурс «Учитель года России 2007»

2007 год

Победитель школьного этапа конкурса «Учитель года России 2007»

2

Методический совет «Формирование социально-значимой личности в условиях современной школы»

Февраль 2007

 

3

Методический совет «Интеграция дополнительного и общего образования»

Апрель 2008

 

4

Школьная научно-практическая конференция

Апрель 2011

 

5

Выступление с докладом на семинаре учителей предметной области «Искусство» тема «Творческая работа на уроках музыки как одна из форм развития творческой активности учащихся»

2010

 

6

Выступление на секции учителей музыки, доклад по теме «Проектная деятельность учащихся»

2009

 

 

6. Заключение


“Творить - жить дважды.”

А.Камю

Как нельзя дважды войти в одну реку, так нельзя провести два одинаковых урока. На творческий поиск, импровизацию меня побуждают сами ребята, разнообразие индивидуальностей в каждом классе. Кроме того, бесстрашие рисковать, пробуя в классе новые приемы.

По сути, музыкальная культура может быть определена как созидание через творчество, и созидание прежде всего своего внутреннего мира через разнообразные виды художественной деятельности. Творческое начало, как способность ребенка создавать свое, новое, оригинальное, лучшее - формируется наиболее активно, когда музыкальная деятельность из «внешнего предмета» творчества переходит во внутреннее состояние (рефлексию) и становится содержательным выявлением детского «Я». Важно, чтобы в творческом музицировании (пении, игре на инструментах, дирижировании, пластическом и речевом интонировании, размышлении и т.д.) ребенок «выплескивал» свое состояние, субъективно «проживал» свое настроение в музыке, а не выполнял техническое задание учителя. Мудрость творчества заключается в том, что не надо «торопить» чувство мыслью, надо довериться бессознательной области души ребенка. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкально-слуховые представления, он внезапно расцветает в своих творческих проявлениях, как внезапно раскрывается цветок. 

Используемая литература.

 

1.Асафьев Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – Л., 1973.

2.Васильев В.Н. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста. М., 1991.

3  Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение. – 1991.

4.Дмитриева Л.Г. Творческое развитие школьников на уроках музыки. Музыкальное воспитание в школе. – Вып. 15. – М.. 1982.

5.Ежова Н.Н. рабочая книга практического психолога. Ростов – на - Дону. 2007.

6.Зимбардо Ф. Развитие музыкально-творческих способностей у детей. М., 1991.

7.Комский Д.М. Основы теории творчества. М., 1994.

8.Мелик – Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности: Серия «Педагогика и психология». – 1981. - № 1.

9.Морозова С.Н. Основные направления и приемы развития детского творчества в педагогической деятельности Б.Л. Яворского и его учеников. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия. Сост. О.А. Апраксина. – М., 1990. – С. 113-120.

10.Румер М.А. О детском музыкальном творчестве: Из истории вопроса. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия. Сост. О.А. Апраксина. – М., 1990. – С. 109-113.

11.Рытов Д. Увидеть в ребёнке творца. Искусство в школе – 2000, №4, с.21.

12.Эдмунд Сайклер. Творческое музицирование – основная тенденция музыкального воспитания ХХ века. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия. Сост. О.А. Апраксина. – М., 1990. – С. 198-200.

13.Черноиваненко Н.М. Формирование творческих способностей младших школьников в творческой деятельности. Музыкальное воспитание в школе. – Вып. 14. – М., 1979.

14.Чистякова М.И. Психогимнастика. Москва. Просвещение. 1990.

14.Шубинский В.С.  Педагогика творчества учащихся. М., 1988.

 

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение