Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

Искусство

Музыкально-эстетическое воспитание и развитие учащихся ДМШ посредством использования дидактических материалов на уроках музыкальной литературы

Оксана Викторовна Курганская,
г. Алексеевка, Белгородской области

При обучении в детской музыкальной школе формирование культуры слушания музыки происходит в рамках всех дисциплин, предусмотренных учебными планами. Но только в курсе музыкальной литературы подготовка слушателей приобретает значение цели. Но содержание предмета «Музыкальная литература» не ограничивается только этим. К другим задачам данного предмета мы относим непосредственное знание музыки. опыт осмысления в процессе слушания музыкального произведения, знания о форме, умение анализировать изучаемые произведения, способность дифференцированно воспринимать языково- речевые элементы музыки.

В освоении учащимися сложных, подчас очень трудно произносимых для них терминов, конечно, можно и нужно использовать наглядные и дидактические материалы.

В кабинете теории музыки Иловской ДМШ есть уголок, в котором сосредоточены все имеющиеся пособия, используемые в ходе учебного процесса.

1. Уголок, в котором хранятся:

- карточки с письменными заданиями, в левой стороне которых указаны важные хронологические даты из жизни великих композиторов, а в правой стороне учащимся предлагается кратко описать подходящее к данной дате событие. ( Такие задания, используемые на занятиях по изучению биографий композиторов, способствуют более тщательному усвоению каких-либо важных событий, а также развивают логическое мышление и последовательность в устном изложении изучаемого материала);

  • - кроссворды, которые составляются непосредственно на основе изученного материала, а также с учетом индивидуальных возможностей отдельных групп учащихся;
  • - «познавательное лото «Музыкальная терминология»» - представляет собой набор карточек. Определенными цветами выделены те термины, которые изучаются в курсе музыкальной литературы, к которым нужно подобрать краткое определение из карточек соответствующего цвета;
  • - набор геометрических фигур, с помощью которых учащиеся могут создавать схемы строения изучаемых произведений.

В этом же уголке сохраняются письменные и контрольные работы учащихся, рефераты.

2. Наглядное пособие «На балу»: представляет собой яркую иллюстрацию костюмов 17-18 веков, справа выписаны определения тех старинных танцев, которые изучаются в теме «Партиты Баха»: аллеманда, сарабанда, куранта, менуэт, жига. Учащимся предлагается к уже написанным определениям подобрать сами термины. Так, в несколько игровой форме дети усваивают весьма сложную для них терминологию.

3. Пособие «Музыкальный домик» - представляет собой изображение деревянного домика, вместо окна - четыре прорези. Данное пособие мы используем при изучении сонатного аллегро, строения сонатно-симфонического цикла, строения фуги. При изучении такого материала я объясняю учащимся, что, как и в настоящем доме на первом этаже обычно располагается все самое красивое, все то, что хозяин хочет показать своим гостям –«экспозиция», на втором этаже, как правило, все те помещения которые способствуют развитию проживающих – библиотека, кабинет, компьютер и т. д. – «разработка». Ну, а если в доме имеется третий этаж, то обычно у хозяев здесь все так же красиво, как и на первом этаже – «реприза».

Дело в том, что учащимся с пятилетним сроком обучения бывает очень сложно усвоить строение раннее перечисленных форм, да и просто запомнить связанную с ними терминологию. Если же эти «трудные слова» постоянно находятся перед глазами ребят, то постепенно даже самые слабые учащиеся усваивают этот материал.

В нашем кабинете теории имеются также фотографии и схемы состава Большого симфонического оркестра, портреты всех изучаемых композиторов. Схемами и портретами мы пользуемся постоянно, т.к. в настоящее время крайне редко транслируют симфоническую музыку по телевидению и говорить о ней абстрактно очень затруднительно и для педагога и для учеников.

Хочется сказать несколько слов о тех формах, которые я выбираю для контрольных и зачетных уроков. При современном обучении в общеобразовательной школе дети очень перегружены всевозможными формами контроля усвоения материала – зачеты, экзамены, тесты, которые являются постоянными стрессорами и негативно сказываются на психике каждого ребенка. Поэтому я считаю целесообразным те занятия, в ходе которых необходимо проверить качество усвоения учебного материала, проводить в игровой форме.

Так, например, при изучении творчества Ф. Шопена, я предлагаю учащимся рассказать о столь популярных в 17-19 веках пышных балах. Затем мы проводим аукцион «Бальные танцы»: кто из учащихся назовет наибольшее количество бальных танцев да к тому же расскажет как они видоизменились в творчестве тех или иных композиторов, получает хорошую оценку. Другой аукцион – «Пушкин и музыка». Перед учащимися ставятся похожие задачи: назвать наибольшее количество музыкальных произведений на сюжеты произведений А. С. Пушкина.

Для зачетного урока по творчеству П. И. Чайковского я использую игру «Волшебный ящик». В обычной яркой коробке складываю предметы, которые могут напомнить ребятам о произведениях Чайковского:

  • календарь – фортепианный цикл «Времена года»,
  • цилиндр – опера «Евгений Онегин»,
  • игральная карта – опера «Пиковая дама»,
  • драже – балет «Щелкунчик» (Вариации феи драже),
  • перо – балет «Лебединое озеро» и т. п.

Такой творческий подход к изложению и проверке усвоения материала запоминается ребятами гораздо лучше, чем обычная «Зубрежка» учебника.

Заключение.

Изучение музыкальной литературы в стенах ДМШ имеет большое социальное значение, т. к. способствует формированию основных качеств подрастающей личности: мировоззрение, мышление, вкусы, характер, приобщает молодое поколение к лучшим достижениям мировой культуры.

Реализация возможностей музыкального обучения и воспитания осуществима только с помощью использования современных методов музыкального обучения. Своей основной задачей на уроках музыкальной литературы, я считаю тщательную подготовку учащихся к восприятию изучаемого материала. Сообщив необходимые сведения, я стараюсь направить восприятие учащихся в сторону выделения наиболее важных особенностей изучаемого явления или произведения. Демонстрация наглядных пособий (рисунков, схем, диаграмм), проведение контрольных и самостоятельных работ лишь только тогда достигают цели, когда учащиеся ясно сознают поставленную перед ними задачу.

В процессе занятий с целью доходчивого и простого объяснения материала я использую приемы, которые направлены на активные, целенаправленные действия с предметами (графиками, макетами, таблицами и др.), которые играют большую роль в последовательности и систематичности накопления фактов, их тщательного анализа и обобщения.

Таковы основные принципы в использовании мною дидактических материалов на уроках музыкальной литературы.

Источники и литература:

1. Аргажанникова Л. Г. Профессия – учитель музыки. М., 1984.

2 .Ананьев Б. Г Воспитание внимания школьников . М., 1986

3. Ананьев Б. Г . Психология чувственного познания. М., 1989

4. Жинкин Н. И. Механизмы речи. СПб., 2000

5. Оконь В. Введение в общую дидактику. М., 1990.

6. Реан А. А., Бордовская Н. В. Педагогика и психология. СПб., 2000

7. Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. М., 1968.

8. Ситаров В. А. Дидактика. М., 2004.

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение